Пленарное заседание №2 "Цифровые компетенции сотрудников"

1903 просмотра

Алексей Кравченко открыл заключительное пленарное заседание первого делового дня Конгресса представлением экспертов:

Кирилл Дубчак (Русклимат, Заместитель генерального директора по ИТ и цифровой трансформации);

Андрей Филатов (SAP, Генеральный директор);

Константин Клейн (Ricoh, Генеральный директор);

Михаил Хасин (World Class, Генеральный директор, CEO);

Николай Прянишников (World Class, Генеральный директор, CEO);

Александр Леднев (НПФ Благосостояние, Финансовый директор);

Армен Кочаров (НОТ, Заместитель генерального директора);

Владимир Определенов (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Заместитель директора по цифровому развитию).

Для полноценного обсуждения новой реальности удалённой работы Алексей предложил для начала поговорить о том, как компании входили в карантин, какие проблемы возникли при переходе, и поделиться опытом их решения.

Первым слово взял Владимир Определенов, представивший презентацию «Экстремальный переход консервативной организации в цифру: опыт Пушкинского музея». Ознакомиться с презентацией можно здесь.

Владимир описал свою ситуацию: как говорится в названии доклада, Пушкинский музей — достаточно консервативная организация, и её сотрудники (порядка 500 рабочих мест по городу) в общем-то не собирались переходить в «цифру». Одним из ключевых моментов стал приказ о приравнивании электронной почты к ЭДО, который, по словам Владимира, и спас компанию.

В презентации упоминались используемые в музее продукты и платформы, а также основные проблемы на сегодняшний день — недостаточная культура коммуникации онлайн и неумение донести свою мысль, которыми страдает большинство сотрудников. Конечно, это непростая задача, но работа над её решением уже ведётся.

Николай Прянишников рассказал о мартовском кризисе в его компании: вся сеть из сотни фитнес-центров и клубов была закрыта, а зарплаты нужно было удерживать на уровне. В условиях, когда 120 тысяч клиентов оказались оторваны от своих тренировок, пришлось как можно быстрее определить возможности и способности персонала проводить занятия онлайн — ведь это совсем другая специфика работы. В результате напряжённого труда в сжатые сроки удалось вывести цифровое направление на рентабельность (пусть она и не смогла окупать деятельность всей компании).

По словам Андрея Филатова, у вендоров интересная ситуация: облачные продажи выросли, а продажи on-premise решений просели. Что касается персонала, то выяснилось, что персонал на «удалёнке» довольно быстро выгорает, и с этим нужно работать отдельно. SAP Forum же прошёл целиком в онлайн-режиме, собрав втрое больше обычного количества посетителей.

Константин Клейн удивил аудиторию известием о практически полном отсутствии проблем в ИТ-департаменте при переходе на «удалёнку» — многие опасались, что процессы начнут сбоить, однако главный вопрос обнаружился в другом. Когда клиенты перестают печатать, вендоры решений печати перестают зарабатывать, и это твёрдый факт. Преодолевая такие проблемы, важно поддерживать в сотрудниках понимание, что кризис не навсегда, и продолжать мотивировать их на продуктивный труд — и, конечно, работать с партнёрами и заказчиками, чтобы все были в курсе, что компания активна и не сдаётся.

По мнению Михаила Хасина, предпосылки перехода на удалённый режим работы появились задолго за пандемии — при обсуждении условий труда разработчики зачастую интересуются, можно ли один, два или более дней в неделю работать из дома, и иногда работодатели шли им навстречу в порядке исключения. Поэтому в первые несколько недель было много попыток распространить опыт этих исключений на основную массу сотрудников, и поначалу дело шло довольно тяжело. Однако эти меры принесли с собой и положительные открытия: график внедрений не поредел, задачи выполнялись вовремя и на удалёнке.

Говоря об опыте, вынесенном из 2020 года, Михаил заметил, что многие сотрудники не против продолжать работать из дома — это может означать прекрасную возможность для компаний «срезать косты» на аренду офисных площадей. Конкретных решений на этот счёт, правда, принято пока не было.

Кирилл Дубчак рассказал о том, что спрос на услуги его компании (она поставляет климатическое оборудование) был подстегнут выросшим вниманием запертых по домам людей к обстановке в квартирах и домах — к лету спрос оказался выше обычного. Что касается перехода сотрудников на «удалёнку», он прошёл безболезненно, и буквально за несколько дней процессы уже были налажены. Взгляд в будущее — всерьёз отрабатывается концепция постоянной удалённой работы для большей части персонала.

Александр Леднев поделился своими впечатлениями: его компания достаточно консервативна в вопросах цифровизации и документооборота, и меняться отдельно от основного заказчика (РЖД) она просто не может. Пандемия слабо повлияла на реалии фонда, однако коммуникационные проблемы пришлось решать — и на фоне возникающих проблем стала очевидна ключевая роль ИТ в организации. Естественно, как и на фоне любых волнений в стране, возросла нагрузка на фонд со стороны потребителей — люди волновались за свои выплаты, однако кризиса удалось избежать.

Описывая текущее положение дел и возникающие трудности, Армен Кочаров рассказал, что за полгода удалённая работа набила оскомину и ему, и сотрудникам, хотя переход на удалённый режим дался компании достаточно легко — помогла подготовленность с технологической точки зрения. По мнению Армена, само появление коронавируса сделало для цифровой трансформации в стране куда больше, чем предшествовавшие усилия бизнеса, государства и негосударственных фондов, вместе взятые.

В дальнейшей дискуссии участники делились особыми подходами к удалённой работе и лайфхаками по извлечению максимальной эффективности в этом режиме — ознакомиться с ними подробнее можно на видео!