Секция №6 «Цифровая открытость и OpenData»

1113 просмотров

Модератор шестой секции Иван Бегтин (Информационная культура, Директор) открыл обсуждения, изложив вкратце теперешнее положение дел в области открытости данных: на сегодняшний день, за исключением Минфина, Минкультуры и ещё ряда органов, данные закрыты целиком и полностью, как будто 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и не был принят 11 лет назад.

Экспертами в секции выступили:

Вадим Ваньков (Минкультуры РФ, Директор департамента информационного и цифрового развития);
Михаил Петров (Счетная Палата РФ, Директор Департамента цифровой трансформации);
Борис Славин (Финансовый университет при Правительстве РФ, Научный руководитель Факультета прикладной математики и информационных технологий);
Владимир Герасимов (Интерфакс, Заместитель генерального директора).

Мнения участников секции разделились: одни считают, что «открытое правительство» — в первую очередь хайп и ничем не подкреплённый пиар, в то время как другие, отталкиваясь от собственного опыта, утверждают, что количество открытых данных на сегодняшний день постоянно растёт, и на B2B-рынке эти изменения позволяют получить реальную выгоду для бизнеса и использовать данные как топливо для идей.

Следующим вопросом стало присутствие CDTO в государственных органах — насколько их появление упростило или усложнило задачи взаимодействия с государством? По словам Владимира Герасимова, в краткосрочной перспективе это хороший ход со стороны управленцев, однако в долгосрочной может создать проблемы. Михаил Петров отметил, что принятие решений о публикации данных принимает не только и не столько CDTO, это решения целой группы компетентных экспертов, и единоличную ответственность за него на себя никто не возьмёт.

Вадим Ваньков заметил, что CDTO (неважно, где) должен быть генератором идей, двигателем прогресса, и его позиция как нельзя лучше соответствует подобной деятельности; главное — не допустить «сползания» в бесконечную череду отчётов и прочей бюрократии.

Также поднимался и вопрос разработки национальной стратегии работы с данными — зал согласился с экспертами в том, что смысл подобного документа в реалиях российского госуправления по меньшей мере неясен, а если нет внятно изложенной цели, то создание такой стратегии может стать губительным. Существующие сейчас стратегии (например, развития искусственного интеллекта) полезны разве что с точки зрения стандартизации глоссария и подходов к решению ряда задач — прямого вреда нет, однако приносимая польза неадекватна затраченным усилиям и средствам.

Обсуждая, что может стать фактором, мотивирующим госорганы инициировать движение в сторону открытия данных, эксперты разобрали примеры Минкультуры и Минфина — к сожалению, подавляющее большинство государственных организаций воспринимают данные в первую очередь как инструмент контроля отчётности, то есть данные существуют ради данных, а не для принесения реальной пользы. То есть вездесущий формализм душит и это позитивное начинание в зародыше.

Борис Славин привёл ФНС в качестве примера перспективного фронта для использования данных — по факту налоговые органы располагают гигантским объёмом данных, ценность которых сложно себе представить. Такое количество информации о движении частных средств сложно переоценить, однако нет понимания, как именно их нужно использовать — и нет мотивации учиться. Пока не изменится ситуация с целеполаганием, особых сдвигов в этой области ожидать бессмысленно.